воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Пасхальное. Кулинарное. Котиковое. В общем - праздничное! ))


Христос Воскресе! С Праздником Светлой Пасхи! 
Света и радости, мира и благоденствия, 
обновления и любви вам и вашим семьям, друзья мои! 

 

На днях Ира написала про традиции в её семье, связанные с Пасхой, - и на меня нахлынули воспоминания. Хотела сначала в комментариях к посту Иры подробно написать, но поняла, что это получился бы не комментарий, а полноценный отдельный пост, только не в моём блоге. ))) А я и так балакучая до невозможности, и чтоб уж совсем в гостях не распоясываться, решила немного подождать и все свои воспоминания выложить в посте про Пасху. )))

Моя бабуля пекла «паски». Этот украинизм был в её речи наряду с огромным количеством других, потому что в России выпечка пасхальная - это «кулич», а бабулина семья была с Украины, переехала в Казахстан по Столыпинской реформе. И поскольку у нас очень много народа с Украины в Казахстане было, то украинская «паска» была более привычной на слух, чем русский "кулич". Мало кто делал тогда творожную пасху, поэтому и в разделении названий не было нужды. Потом, когда после перестройки стали и творожные пасхи люди готовить, начали понемногу называть всё «своими именами».

Пекла бабушка, что называется, «на весь околоток» - несколько дней непрерывно, с раннего утра до позднего вечера. И знакомые, родственники, друзья и соседи выстраивались в очередь за «пасочками бабы Фроси». )))

За неделю до Пасхи на Вербное воскресенье ходили в церковь с веточками вербы. Бабуля после освящения хлопала ими всех, до кого дотягивалась, - «чтоб здоровые были!», и потом веточки стояли весь год в доме, а весной сжигались на даче.

На Троицу устилали пол зелёной травой и украшали квартиру ветками деревьев. Моя мама помнит даже те времена, когда детвора травы и цветов в степи на окраине города собирала много-много – весь пол застелить. В моё детство уже скромнее всё было – но зелень в доме обязательно была.

И обязательно перед Пасхой и Рождеством белились потолки. «Чтоб светло было в праздник». Яйца красили, часть луковой шелухой, часть анилиновыми красителями - потом у меня все руки были в краске. Времена советские, взрослым нельзя "проявлять религиозную направленность", а детям можно - поэтому все дети перед Пасхой ходили с разноцветными руками. ))) Крашеные яйца натирали тряпочкой с растительным маслом - для блеска. А после Пасхи девочки делали невероятно яркие и красивые «секретики» с разноцветной яичной шелухой.

И взбивали белковый крем пружинным венчиком - я усиленно долбила по миске по очереди со всеми, чтобы «сбилось добела» и крем был пышный, густой и хорошо застывал на куличах. ))) Потом мазали куличи, я любила – чтобы чуть ли не полностью, с головы до ног, - и присыпали крашеным пшеном, которое потом хрустело на зубах. )))

Сколько радости было - идти с бабулей в храм и освящать пасхальную провизию! Особенно, если Пасха была поздняя и тёплая. Солнце, радость, белоснежные куличи и яркие цветные яйца… Негласное соревнование - у кого куличи пышнее, у кого яйца ярче. ))) В общем, традиции - это классно! )) Главное, чтобы они приносили радость и вдохновение, а не становились тормозом на пути развития личности или семьи, как это порой бывает… Но не будем о грустном в Светлый Праздник. Расскажу лучше про то, чего я в этом году на Пасху наготовила.

А наготовила я не очень много… Гостей мы в этом году не зовём, для нас двоих нам много не надо, на работу тоже много нет смысла нести, поэтому готовила скромно и по чуть-чуть. Более того – во взаимовыгодном содружестве с мамой. Мама моя, как и бабуля, печёт куличи «на весь околоток», и я в этом году пристроилась в очередь наравне со всеми. Плюс холодец мама с отчимом решили варить сами на несколько семей, а я и не возражала. )) Куличики сфотографировала сегодня у мамы, мы её с отчимом с утра уже навестили.
 

И вот два кулича и два лоточка холодца мы выменяли у мамы на творожную пасху и булочки моего приготовления. Пасху я уже давненько делаю и всегда угощаю близких. Вот и в этом году опять занялась приготовлением, думая, что больше ничего особо готовить не буду. А не тут-то было – помните анекдот про хозяйку, которой жалко было вылить жидкость из-под ананасов? )) Вот так и я. При спрессовывании пасхи натекло много сыворотки с маслом. В прошлые годы почему-то сыворотка менее жирная стекала, а в этом я масло взяла другое – и получилось вот так, жирненько…


Разумеется, мне стало жалко выливать столь ценный и вкусный продукт, и я стала соображать, куда бы его пристроить с пользой. С утречка добавила к этой сыворотке «на глазок» всяких продуктов и специй, в процессе замешивания думала, что это будет пара небольших куличиков. Пока тесто подходило и обминалось, я решила сделать пасхальный венок-косичку. Ну, а когда дошло до дела, всё закончилось булочками в духе синнабонов. )))  Вот такая женская логика и непоследовательность.


А вот пасха у меня в этом году получилась тёмная-претёмная – благодаря чёрному  изюму. Я, разгильдяйка, заблаговременно не закупилась светлым изюмом, а когда в пятницу поскакала за продуктами, выяснилось, что в окрестных магазинах есть только чёрный изюм, причём не просто чёрный, а чёрный-чёрный. Ну, и в смолотом с творогом виде, разумеется, он дал шикарный сине-сиренево-чёрный цвет. Ну и ладно. Зато вкусно. Мама с д. Пашей очень одобрили, ели и нахваливали. ))) Ой, ещё и сфотографировала задом наперёд - буквы на подсвечнике "наизнанку" получились. ))) 


А над покраской яиц мы думали-думали – и решили не красить. Мы их столько не едим, в окружении сейчас тоже не очень много народу, с кем можно обмениваться крашеными яйцами, так что решили заняться покраской яиц на Радоницу.

Ну, и напоследок немного про котика Мышу. Вчера во время уборки Саша добрался с пылесосом к её лежбищу на шкафу в мастерской. Всё там вычистил, вытряхнул, забрал подстилки в стирку и навёл полный порядок. Мышка была не очень довольна этим вторжением, но деваться было некуда: хозяин большой и с пылесосом - ему видней.)) В процессе уборки собрали в кучку все её игрушки, пропылесосили, а потом аккуратненько сложили на место, я под мелкие игрушечки даже выделила коробочку – чтобы не рассыпались по всему шкафу.


А утро Пасхальное началось с того, что мы обнаружили Мышку на солнышке в детской в окружении явно со смыслом подобранных вещей – зайчика и жёлтого клубочка. ))) В общем, котик Мыша отличается умом и сообразительностью и точно знает, какие детали соответствуют теме праздника. ))) Пришлось сделать Мышке внеплановый массажик – и только потом приступать к праздничной трапезе.  ))) Ещё раз всех с Праздником! Весёлой Пасхи! )))
 

45 комментариев:

  1. Оля з Великоднем! Христос воскрес! Так хорошо когда в семье сохраняются традиции, ав месте с ними неразрывная связь поколений. Мира и добра!

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, со Светлым Праздником! Христос Воскресе! Мира и добра твоей семье!
    Молодец, вкусностей наделала!
    А Мыша со знанием дела ко всему подходит, чего уж тут удивляться))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо большое! )))

      Мыша - даааа... Сказываются годы и годы житья в нашей семейке. ))) Грамотная кошка. )))

      Удалить
  3. Оля с праздником! Христос Воскресе! очень интересно --- люблю читать твои посты, а котяшка у вас умненький-- и игрушками играет! У нас кот сам по себе-- близко ни кого не подпускает, и игрушки его не интересуют!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, спасибо!!!! Да, девицы наши те ещё "кукольницы" - таскают свои игрушки по всей квартире, даже в кровать ко мне по утрам приносят "добычу". ))) А ваш кот - прямо как кот, который гуляет сам по себе! )))

      Удалить
  4. Оля, я тебя болтушку, обожаю. Мне так нравится твои рассказы читать!!!
    Мышка лапочка с зайчиком ))))
    К родителям - это правильно! Я тоже сегодня с бабушкой все утро пекла пироги и шаньги с картошкой. Потом приехали мама с папой и мой муж с сыном пришли. Таким коллективом обедали вместе и поздравлялись. Сейчас так тяжело... Но еще ведь есть вкуснющий яблочный пирог, эх, пойду еще кусочек съем!
    А у меня сейчас Чубу коробки больше интересуют да птички на балконе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибище!)))) Какой у тебя насчыщенный день получился! ))) К нам тоже после обеда мужнин племянник с женой заглянули - опять еда, кругом еда... ))) А завершила я день на своей группе круговых танцев - как же хорошо мы потанцевали! частично растрясли съеденные за день калории. )))

      Чубе повезло с "телевизором" - нашим кошкам птичек редко "показывают", у нас за окнами зелени нет, а лоджии застеклённые... Приходится им довольствоваться многочисленными детьми и мячиками на детской площадке. )))

      Удалить
  5. )))))))Чудесный пост!!!!Спасибо за воспоминания!!!!!!Они такие тёплые!!!!
    Вышло солнышко лучистое,
    Одарило светлым днем.
    Пусть же с радостью искристою
    Пасха посетит ваш дом.

    Пусть придет благословение
    И святая благодать.
    Чтобы чудные мгновения
    Вновь и вновь переживать.

    Пусть Господь с любовью чистою
    Всю вашу семью хранит,
    Верой сильною и истовой
    И терпеньем наделит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Леночка!!! ))) Да, вспоминаю семейные праздничные традиции с теплотой и радостью. )))

      Удалить
  6. олечка, христос воскресе!!! я тоже люблю к тебе забегать...люблю читать твои рассказы "за жисть".... спасибо, что поднимаешь настроение!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо большое!)) Рада, что мой блог помогает поднимать настроение! Как же я люблю заражать всех вокруг себя позитивом! ))) И как радуюсь, когда мне это удаётся!

      Удалить
  7. Оля, у меня бабушка так же куличи пасками называет! И яйца красит луковой шелухой) И я тоже) А при зелень не слышала!
    Оля, мне было очень интересно почитать!!! Спасибо )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, спасибо большое! ))) Рада, что интересно и что созвучно собственному опыту!

      Зелень на Троицу у нас и в храмы приносят - берёзовыми ветками украшают помещение, , если я не путаю, то и на полу траву раскладывают.

      Удалить
  8. Оля, вот уж не думала что спровоцирую тебя :)) хорошо хоть на доброе дело:)
    С праздником Светлой Пасхи!
    Мира твоему дому! Здоровья семье! И много-много счастья!

    зы: ...про крашеное пшено улыбнуло, знакомо)) И про пружинный венчик! И у нас на троицу пол в доме травой устилали, и... как хорошо, что у нас столько общего :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ага, прямо заразила ты меня воспоминаниями! )))) Спасибо большое - и за них, и за поздравления!!! И да - классно, что общего много! )))))

      Удалить
  9. Олечка, с праздником!
    Интересный рассказ-экскурс в прошлое. Тут же свои воспоминания зароились в голове, очень схожие...
    И "паски" - тоже оттуда, куда ж им деться! -))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Олечка!!! ))) Вот здорово, что много воспоминаний схожих! ))))

      Удалить
  10. Оля, с праздником ! Воспоминания всегда так интересно читать, трогательно. Мы хоть и русские, но у нас тоже всегда куличи называли пасками, это потом уже пришлось себя перестраивать на правильный лад. А я нынче пасху не делала, а сделала заливные ватрушки в сметане. Это булки, как у тебя, только вместо корицы и сахара, на пласт выкладываешь творог, перемешанный с сахаром и яйцом. Потом также всё сворачиваешь и нарезаешь. После выпечки ватрушки сразу тёплыми кладёшь в ёмкость и заливаешь сметаной, взбитой с ложкой сахара, закрываешь плотно. Подержать нужно подольше, лучше готовить заранее. Есть ложкой. Очень-очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Да, очень много всего, что объединяет разные народы, и это замечательно! )))

      Про заливные ватрушки - прямо интересно стало, надо попробовать сделать! А какая степень сдобности теста для ватрушек должна быть?

      Удалить
  11. Воистину Воскресе!!!
    Ольга, с праздником!!! Всех благ !!!
    Пост такой душевный)

    ОтветитьУдалить
  12. Оля, спасибо за пост! Очень было интересно почитать. Традиции - это прекрасно! Я одна из сей родни пеку куличи, так приучила бабуля. Пеку много, раздаю и родственникам и соседям, получаю от этого большое удовольствие. А творожную пасху стала делать только 25 лет назад, когда вошла семью мужа, у нас семье её не готовили почему-то. А у мужа её готовила бабушка,, я её не застала. Остались только формочки. Нашла рецепт и теперь готовлю. Вот так объединила две семейные традиции в одну :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, совсем забыла сказать, у меня ,совершеннейшей некошатницы )))) скоро появится котёнок. Жду, когда от титьки оторвётся))))

      Удалить
    2. Света, классно! Котёнок - это маленькое счастье в доме!))))

      Про традиции кулинарные - вот интересно, как они объединяются в результате создания новых семей! У мужа в семье не пекли торты, а у нас - рулеты типа маковых. Когда мы поженились, тоже начали приводить к общему знаменателю кулинарные идеи. )))

      А формочки у тебя от бабушки, небось, ещё и старинные, деревянные? У меня современные пластмассовые, когда-то одну купила в церковной лавке, а потом на рынке появились - прикупила ещё две.

      Удалить
    3. Оля, старинная одна осталась деревянная. 5 лет назад купила ещё одну деревянную, но и пластиковая, как у тебя тоже есть. Делаю тоже не одну:)) А вот подставочки под свечу с буковками нет, надо посмотреть на следующий год.

      Удалить
    4. Света, вот подставочку, кстати, я тоже купила в церковной лавке давно уже, и потом не видела больше. Хочется ещё таких - во-первых, у меня одна, этого явно мало)). Во-вторых, у неё отломался тонкий стерженёк внизу, который вкалывается в пасху для устойчивости, поэтому теперь приходится частично орнамент запихивать в пасху, чтобы подсвечник держался.

      Удалить
  13. С праздником, Оля!
    Чудесные воспоминания, и да - так на мои похожи)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо!!! ))) Вот с одной стороны - все люди разные, с другой - так много всего, что нас объединяет! ))) И это классно! )))

      Удалить
  14. С праздником! Потрясающе красиво и вкусно все выглядит! Солнышка в душе и природе. Уюта и радости! Все благ!

    ОтветитьУдалить
  15. какое все прелестное и вкусное!!

    а у нас тоже были секретики с цветной скорлупой!! спасибо за воспоминание :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! )))) За воспоминания - всегда пожалуйста! В них столько приятных эмоций и ресурса! ))))

      Удалить
  16. Воистину Воскресе!

    Оля, очень трогательно про бабушку и про семейные традиции, прочитала с щемящим сердцем!...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, спасибо!!! ))) Да, наши воспоминания, наше прошлое, наши бабушки - это то, что берёт за живое, что называется... )))

      Удалить
  17. Воистину воскресе!
    Очень интересно было почитать про ваши традиции. Мои прадеды тоже благодаря Столыпинской реформе покинули Украины (в Сибирь переехали, Красноярский край), и также творожную пасху не готовили, а кулич называли пасхой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Даааа, как народы перемешались-переселились в те времена! За лучшей долей и за свободными землями ехали, за надеждой... И везли с собой традиции - и обменивались ими с тем народом, к которому присоединялись. И врастали в новую землю... Делали историю - историю страны и свою собственную, личную...

      Удалить
  18. Олечка, я как всегда последняя, но всё равно поздравляю от души с праздником!
    Очень интересно было почитать!
    Смотрю, ты детские мечты теперь воплощаешь на куличах - с ног до головы в обмазала!))) Вкусно, наверное, было, ммм...
    Про крашеное пшено впервые слышу, у нас такого не было, бабушка просто или пудрой посыпала, или глазурью сахарной обмазывала макушку.
    Анекдот про сок от ананасов вспомнила, снова посмеялась - у самой иногда такое бывает, но я вовремя останавливаюсь))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, а и ничего, что последняя! Пасху долго празднуют, так что с удовольствием принимаю поздравления! Я рада, что мои воспоминания оказались интересными.

      Про куличи - да, мы их щедро мажем, чтобы когда кусаешь - со всех сторон глазурь была))))

      Удалить
    2. Наташа, вроде там ничего сложного нет, может, ты и сама знаешь этот рецепт. Мы делаем глазурь из яичного белка и сахарной пудры. Соотношение - на один белок полстакана или немного больше пудры. Яйца заранее помыть с мылом, высушить и охладить в холодильнике. Посуду и венчик и даже пудру тоже можно подержать в холодильнике - так белок лучше взбивается. И очень аккуратно отделять белок от желтка.

      Сначала взбиваем яйца, потом по чуть-чуть добавляем пудры, продолжая взбивать. Ещё можно добавить каплю-другую лимонного сока - для лучшего взбивания и пластичности глазури, но я большей частью забываю это сделать. ))) Хотя если добавить - глазурь приобретает приятную кислинку. Можно ванилин добавить, когда глазурь будет готова.

      Если есть ощущение, что глазурь жидковата, можно смело добавлять пудры до такого густого состояния... в общем, не знаю, как описать - это видно будет. ))) Глазурь будет плотная, с хорошими пиками. Вот тогда и мажем куличи, посыпаем посыпками и ждём, когда подсохнет. )))

      Удалить
    3. То есть просто подсушить, без духовки?
      Оля, спасибо за подробное описание! Конечно, белковую массу знаю, как сделать, но никогда не делала. Я думала, что ты варишь сахарную помадку и ею заливаешь.

      Удалить
    4. Наташа, ага, само застывает. Я знаю, что есть варианты с подсушиванием, но сама так не делала на куличах.

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...